Пинские гондольеры: У нас и по 70 тысяч долларов за катера платят!

 26 августа 2014, 10:00
 5661

Пинские лодочники облюбовали себе небольшой заливчик в центре города, напротив речного вокзала и иезуитского коллегиума. На воде здесь стоит шлагбаум и будка берегового матроса - он вроде вахтера, который впускает или выпускает лодки.

- Эх, раньше-то редкий пинчанин обходился без лодки - река была, как улица, оживленной, - ведет меня береговой матрос кооператива «Лодочник».

По берегам залива, словно где-то на каналах Венеции, вплотную друг к дружке прижимаются лодки. Качаются на волнах новомодные катера, бьются друг о дружку старые потрепанные жизнью лодочки. Даже плавучий дом мерно подымается и опускается в заливчике. А на суше возле лодок - гаражи или металлические короба. Как оказалось, для хранения моторов. Антуража добавляет пиратский флаг и надпись «Привет от «Титаника»!» на дверях одного из них.

- Сейчас у нас в кооперативе 104 лодки, - листает учетный журнал высокий седоволосый матрос. - В Пинске есть еще один кооператив лодочников, так там лодок намного меньше. Ну хорошо, если во всем Пинске две сотни наберется.

«Лодки раньше были заместо автомобиля»

Мы выходим на берег и идем к понтонному мостику, на котором стоит красно-белый шлагбаум. Там же стульчик и удочка. Тут береговые матросы ловят рыбу. Понтонный мост раскачивается, о него стучат волны, а вдалеке кричат чайки. Ну просто полная иллюзия моря!

- Этот катер с кожаными сиденьями стоит около 70 тысяч долларов, - ведет меня по берегу вахтер. - Вон тот белый приблизительно столько же. Есть шхуны за 30 тысяч долларов. Но средняя цена лодки здесь - около 10 - 15 тысяч долларов. В них мотор может стоит пару тысяч долларов, а иногда до половины стоимости.

- Но лодок белорусского производства практически нет, разве что какие-то старые самодельные, - продолжает матрос. - В основном 95% лодок идут из России. Ну и американские есть байлайнеры. Покупают их в России, так как в Пинске дороже гораздо.

- Ничего себе средний ценник на лодки - это же цена нового автомобиля! - восклицаю я.

- Так раньше и были они заместо автомобиля, - говорит мой проводник. - На дачу на них народ ездил или в соседние деревни. Даже коз и свиней на моторках перевозили. Так-то оно, поди, десятки километров намотать нужно. А по реке - 10 - 20 минут, и без пробок или светофоров. Да и по деньгам на небольшой лодке выходило даже дешевле, чем на дизеле. Тут у нас “ракеты” ходили до самого Киева - можно было преспокойно добираться. А уже про Мозырь и Туров не говорю. Многие на лодке в отпуск на Черное море из Пинска гоняли. А как? Просто, как путь “из варяг в греки”. Плывешь по Припяти, там попадаешь в Днепр ну, а оттуда в Черное море. За пару дней туда доплывали. Ночевали на реке, воду пили тоже из реки, такая чистая была. А сейчас в Украину особо не сунешься. Если только так, по Припяти покататься.

“Когда-то воду из речки пить можно было, а теперь приходится брать с собой”

- Наверное, у вас тут все богатые пинчане, раз такие лодки могут себя позволить?

- Ой, ну что вы прямо уже так, - хитро улыбается матрос и не раскрывает, кто владельцы лодок. - Ну, обычные люди, есть вот инженеры, есть строители. Есть тут и те, кто просто приезжает и лодку на постой ставит. К нам даже россияне едут, чтобы покататься. Везут на лафетах лодки, платят за аренду места. Плата ж небольшая - 70 тысяч в месяц. А есть и такие, у кого вон целая история с катером связана.

Мы подходим к катеру “Сакавік”. Оказывается, судно было не простым, а адмиральским. Когда-то его владелец был военным. Катер этот каким-то образом остался у него - то ли списали, то ли подарили.

- Он очень любовно смотрел за этим катером, красил, начищал, - рассказывают в кооперативе. - Он ему дорог был, видимо, как друг. Потом владелец катера умер. А родственники не знали, что делать с этим катером. Так вот сестра настояла на том, чтобы катер остался в память о нем.

- Видите, какая грязная вода… Из-за нее и на лодках теперь меньше ходят, - качает головой матрос. - Сейчас, чтобы идти вверх по реке, нужно с собой 100 литров чистой воды брать. А ведь это дикость - плыть по реке и с собой воду таскать. Раньше спокойно из Пины пить воду можно было - и никто не болел. Да и уровень воды в реке упал. Говорят, что все из-за добычи речного песка - ее даже в нерест не прекращали. А нам-то в нерест запрещали на моторках ходить, мол, чтобы рыбу не спугнуть. Вот после этой добычи потом дохлая рыба по реке плывет. Что делается, гробят реку…Через шлагбаум изредка проносятся катера и лодки. Слышится визг моторов и глухой стук борта о берег. Шипит, расходясь, желтая пена.

«Кто-то копит миллионы на бизнес, а мы тратим на лодки»

Возле мостика через залив двое мужчин лет сорока строят навесную беседку. Таких здесь много: кто-то пригнал сюда фургончик, чтобы отдыхать, у кого-то - мини-навесик с мангалом и барбекю. Гаражи превращаются в небольшой поселок для отдыха. Народу немного, завидев фотоаппарат, люди отворачиваются или уходят.

- Девушка, а что вы тут делаете? - оторвавшись от дела, любопытствуют строители. Возле них стоит довольно дорогой мотоцикл «Хонда».

- Про нас, сумасшедших, писать приехали? - услышав мой ответ, расплываются в улыбке мужики.

- Да, это правда сумасшествие. Люди постепенно распродали свои лодки, остались только энтузиасты. Хотя вроде как потихоньку снова народу больше становится, - говорит Олег. - У меня своя моторка, а вот у друга даже плавучий дом есть. Видите брезентовую палатку на плоту, там, где надпись «Привет от «Титаника»? Это вот друга моего. Мы на этом плоту столько сплавлялись, не пересчитать. По Пине и Припяти неделю плавали, да, есть что вспомнить... Там плитка газовая, матрас, чтобы спать. В общем, красота. Вы не слушайте, что говорят, мол, река грязная. Это смотря где. Есть места такие, что закачаешься. Очень красивые. К примеру, наше озеро Копанец. Красота невероятная!

- А рыбалочка, а уха свежая, ой, не могу! - закрывает глаза в блаженстве его друг.

- Вот у вас есть дорогой мотоцикл, зачем вам лодка еще? На ней же не везде проедешь? - удивляюсь я.

- О, я тебе больше скажу, у меня есть не только лодка и мотоцикл, но еще и автомобиль, а также жена и дети, - хохочет Олег. - Да, стоит лодка тысяч 10 долларов. Да, она жрет бензина очень много - где-то 70 литров на 100 километров. То есть минимум 700 тысяч потратишь на раз. Но это же какой кайф - выйти на ней в реку. Мы так и на Крещение, бывает, на лодке выезжаем, несмотря на морозы. Я даже не знаю, как без реки можно жить.

- Ну, и не настолько это дорогое удовольствие. Тут только пару человек на очень крутых катерах, остальные - обычные ребята, как мы, - подходит к нам друг моего собеседника. - Вы ж на отпуск явно больше тратите? А тут свобода - куда хочу, туда плыву. Да, у нас зарплаты не сильно большие - 4 - 5 миллионов. Но что, 100 долларов не отложишь на бензин для лодки? А там, глядишь, и на море махнуть можно.

- В общем, кто-то тратит миллионы на бизнес, а мы хотим жить в удовольствие, поэтому тратим деньги на лодки. Теперь же это не средство заработка или передвижения, как лет 50 назад. Это стиль жизни, можно сказать, - заключают речные волки.

Настасья ЗАНЬКО, «КП»

Интересная новость? Поделись с друзьями!

PINSK.EU, новости Пинска