Пинской католической семинарии угрожает закрытие

 18 апреля 2018, 10:37
 12894

Будущих католических священников в Беларуси сегодня готовят в семинариях Гродно и Пинске. Но в Пинской семинарии началась так называемая оптимизация, и дальнейшая судьба заведения неизвестна.

Среди причин называют позицию Ватикана и атеизм белорусов.

Католическая церковь в Беларуси - прежде всего религиозная общность. Но это сейчас и важная сфера присутствия белорусского языка: богослужения в костелах страны уже много лет последовательно ведутся по-белорусски. Католические иерархи не обходят острых проблем общества: они неоднократно выступали против смертной казни, призывали к согласию после силовых разгонов антиправительственных демонстраций. 25 марта митрополит Тадеуш Кондрусевич инициировал молитвы за Беларусь к 100-летию провозглашения независимости БНР.

На днях Конференция католических епископов Беларуси сообщило, что Гродненская духовная семинария стала междиацезиальной. Это значит, что учиться в ней могут желающие из всех регионов Беларуси, а не только с Гродненщины, как до сих пор. В Пинской же семинарии оставили пока первый курс.

Окончательное решение о судьбе семинарии пока не принято. Но, как узнала Свобода из источника в Католической церкви, рассматривается возможность оставить одну семинарию на всю Беларусь - в Гродно. Причина - в малом числе желающих и в кадровой проблеме.

Что происходит с католических семинарий в Пинске и почему молодые белорусы не хотят становиться священниками? На эти вопросы Свободы отвечает ректор Междиацезиальной высшей духовной семинарии в Пинске ксендз Андрей Рылка.

Духовную семинарию имени Фомы Аквинского в Пинске в 1925 году основал епископ Зигмунд Лозинский. Она расположилась в бывшем францисканском монастыре - одном из древнейших (к. XIV в.) В Беларуси.

«В 1939 г., когда началась Второй мировой война, деятельность семинарии была прекращена. Священники, которых она взрастила, были или убиты, или репрессированы сначала нацистами, а после коммунистами. В одном только Колдычевском концлагере около Барановичей были уничтожены гитлеровцами более 100 католических священников. Многие из них были совсем молодыми выпускниками Пинской семинарии», - рассказывает отец Андрей.

Среди репрессированных, но уцелевших, был один из последних предвоенных выпускников, в будущем - первый кардинал в истории современной Беларуси Казимир Свентэк. После возвращения из ГУЛАГа ему разрешили работать в Пинске. Когда СССР начал разваливаться, Свентэк добился возвращения здании семинарии. Первая в Беларуси семинария начала работать в Гродно, а в 2001 году и семинария в Пинске снова открыла дверь.

«Возрождение семинарии в Пинске и создание новой в Гродно - это, прежде всего, необходимость обеспечивать приходские общества священниками. Многие юноши, которые чувствуют призвание к этому служению, должны иметь возможность готовиться в своей стране, в среде своей культуры и традиции», - объясняет ректор Пинской семинарии.

Весь процесс обучения и воспитания в семинарии называется формацией. Он продолжается шесть лет. Преподаватели - это духовные и светские лица, которые обучают самым разным предметам: философским, теологическим, гуманитарным, различным языкам, проводят практикумы и исследования.

«Это герои нашего времени».

За весь период новейшей истории Пинской семинарии через нее прошли около 150 учащихся, из которых 43 ее полностью закончили, а 33 стали после окончания священниками.

«В этом плане мы ничем не отличаемся от большинства семинарий мира, когда примерно треть студентов в результате доходит до священства», - рассказывает Андрей Рылка.

Но, по словам ректора, в католические семинарии Беларуси поступает все же относительно небольшое количество молодых людей. Статистически это один студент на несколько десятков тысяч католиков. И этому, убежден священник, много причин.

«В первую очередь необходимо считаться с состоянием общества. Это характерный для Европы низкий естественный прирост и слабость института семьи. Кроме того, после десятилетий агрессивной атеизации, деморализации и запрета веры сегодня мы имеем духовно и морально очень ослабленное поколение отцов и детей. А если на советскую секуляризацию накладывается современная леволиберальная и постмодернистичная идеология, то укладывается не очень оптимистичный образ состояния того современного окружения, в котором рождаются и воспитываются потенциальные кандидаты в священство».

Ксендз Рылка убежден, что решиться на священство в современном мире - это значит бросить вызов модам и пойти против течения.

«В море растления нужно научиться жить в монашеской чистоте. Среди культа потребления идти за духовным. Среди лжи и манипуляций быть свидетелем искренности, правды, бескорыстного служения ближнему. Для такой жизни нужна большая смелость и большая зрелость личности, которая умеет видеть реальность не такой, как ее изображает пропаганда, а такой, какая она есть на самом деле - со всем добром и злом, блесками и тенями».

Тем не менее в последние три года в Пинской семинарии прирост численности студентов превзошел 100% по сравнению с предыдущими годами. Но сама цифра, по словам священника, еще ничего не гарантирует.

«На священника невозможно «выучиться». Семинария - это не место, куда приходят за образованием. Это заведение, где юноши распознают, действительно ли чувствуемое ими призвание к священству исходит от Бога, и если да, то готовятся к этому чрезвычайно ответственному служению. Мы в семинарию не приемлем случайных людей, а только тех, кто знает, чего хочет, и хорошо понимает, куда поступает», - говорит ректор.

«Больше половины парафий не имеют священника»

Но что будет с Семинарией дальше, Андрей Рылка не знает. В прошлом году Ватикан издал новую программу для духовных семинарий. Она стала результатом очень широкого исследования во всех странах мира, где семинарии действуют. Фактически исследованиями были охвачены более миллиарда католиков и около 120 тыс. семинаристов на разных континентах. В результате возникла новая программа и новые рекомендации Святого Престола что касается подготовки будущих священников. Одна из важнейших - это акцент на начальную подготовку семинаристов.

Сейчас перед белорусскими епископами и созванными ими комиссиями стоит задание адаптировать программу к белорусским условиям. Поэтому на последнем апрельском заседании иерархи одобрили определенные шаги для оптимизации формационного процесса в наступающем учебном году. Планируется расширить Гродненскую семинарию до междиацезиального уровня. При Пинской семинарии планируется организовать специальный подготовительный курс для семинаристов-новичков.

Несмотря на работу двух семинарий, в Беларуси остро не хватает католических священников. На это повлияло кровавое преследование в ХХ в. Сотни белорусских священников были или физически уничтожены, или изгнаны из страны.

«В Пинской епархии после лихолетья войны и сталинизма количество священников сократилось с более чем сотни до семи. На фоне драматического ХХ в. то, что в последние 25 лет вера возродилась с такой небывалой мощью и что уже имеем несколько сотен священников в Беларуси, - просто чудо. Но и этого чуда недостаточно на нужды, которые сейчас имеем», - говорит Рылка.

Только в одной Пинской епархии, которая охватывает территорию Брестской и Гомельской областей, более половины приходов не имеют священника. «Надеюсь, что возрождение веры на нашей земле, усердная работа родителей, приходских общин и пастырей для воспитания будущего поколения духовно и нравственно здоровых людей поспособствует также количественному и качественному росту тех, кто будет переступать порог наших духовных семинарий, чтобы оттуда выйти священниками, которых ожидает и которых требует наш народ».

Дмитрий Гурневич, радио «Свобода»

Интересная новость? Поделись с друзьями!

PINSK.EU, новости Пинска