Пинчанин Виктор Метельский написал около 60 песен на слова белорусских поэтов

 22 октября 2019, 14:06
 6083

Всего полтора года как Виктор Метельский примкнул к тусовке столичных литераторов, за это время со многими из них раззнакомился, плодотворно сотрудничает, разбавляет поэтические вечера в библиотеках, школах и вузах песнями.

Более полусотни их написал на стихи Михаила Позднякова, Анатолия Аврутина, Николая Шабовича, Наума Гальперовича, Валентины Поликаниной, Жанны Миланович, Елизаветы Полеес, Дмитрия Петровича и других.Участвует в местном клубе литераторов «Пинчуки», к тому же на малой родине известен как профессиональный скульптор. Горячая сибирская душа ко всему творческому. Для минской областной библиотеки задумал написать портреты всех поэтов, с кем сотрудничает. Еще Виктор рисует лошадей, не зря же потомок донских казаков.

– ДЕД — настоящий казак, переживший Гражданскую войну, заядлый рыбак и охотник, играл на баяне, гармошке, балалайке, хорошо рисовал, в основном лошадей, поэтому и у меня к ним тяга. Я родился в далекой Сибири, где настоящий Клондайк природных даров — тайга. Если гриб — то на целую сковородку, — примечает Виктор. — Помню, частенько бегали туда с ребятами за кедровыми орешками. Потом родители переехали на Байкал, еще позже в Пинск на родину отца. Он чистокровный белорус, инженер-слесарь, спокойный, уравновешенный в противовес маме и ее энергичной казачьей родне.

Вскоре Виктор поступает в Иркутский архитектурный университет, но где бы ни бывал — в России, Беларуси — везде с песней. В армии, например, играл в ансамбле. Восхищался только зарождавшимися «Песнярами», на гитаре подбирал аккорды, все их песни перепел. Россияне заслушивались «мілагучнай мовай» — очень напевная. Супруга тоже очаровала Виктора музыкальными способностями, виртуозно играла на аккордеоне.

«Сделаем дуэт, как Тиханович с Поплавской, — думал Виктор. — Я буду играть на гитаре, Лида — на клавишных». Появились дети, и жене стало не до сцены. Но и сейчас она активно поддерживает мужа, ездит с ним на мероприятия в столицу. В творческих кругах ее даже называют музой композитора, она первой слышит новые песни, оценивает и замечает, не повторяются ли в них мелодии.

Четверть века Виктор Метельский придумывал музыку к собственным стихам. Но полтора года назад его творческая тропка резко повела в гору. В Пинске проходил большой белорусско-российский фестиваль, где в жюри были столичные литераторы. Анатолий Аврутин заметил душевное исполнение Виктора, похвалил, а тот мотал на ус и в качестве благодарности написал на стихи Аврутина песню. Анатолий был польщен, пригласил композитора выступить на своем юбилейном вечере в Музее Якуба Коласа. Там появились новые знакомства и приглашения к сотрудничеству.

— Но я ничего никому не обещаю, — убеждает Виктор. — Музыка — вещь непредсказуемая и в стихотворении заложена заранее. Или за пять—десять минут ее напишешь, или мучаешься, что зачастую бесполезно. Подбираю аккорды, а Рома Банцевич расписывает ноты и партии, делает аранжировки с живыми инструментами — скрипкой, гитарой, саксофоном. Так, в песне на стихи Михаила Позднякова «Муза», которую представляем на республиканский фестиваль в Молодечно, и вовсе 12 инструментов — целый оркестр, можно сказать…

Теперь Виктор бывает в Минске как минимум дважды в месяц — Союз писателей вызывает. Почетным гостем приезжал на «Бард-рыбалку», участвовал во многих презентациях на Международной книжной ярмарке, выступал на Белорусском радио, с Михаилом Поздняковым написали песню для ансамбля «Сябры». Это только начало, а за главное правило композитор Метельский взял искренность и посвящение двум вечным темам — любви и Родине.

Внуки тоже тянутся к деду, хотя говорят, что музыка сейчас в моде электронная. Но охотно слушают, лепят и рисуют, играют на аккордеоне. Гены не уймешь, ведь и дочери четы Метельских тоже творческие и музыкальные, младшая — модельер женской одежды.

«Как может художник быть композитором, не заканчивая консерватории?» — любопытствуют журналисты. На что Виктор держит четкий ответ — мол, можно три учебных заведения окончить, а песенником так и не стать:

— Не нахваливаю себя, просто слышу внутри мелодии и записываю. Разве это плохо? Например, недавно сделал песню на стихотворение «Монолог сына» Валентины Поликаниной, она слушала и плакала. Я тоже прослезился, ведь сюжет произведения и моя судьба оказались схожими. Через весь свет мчал на похороны к маме, а так хотелось ее увидеть прежней. Искусство тогда настоящее, когда оно трогает, когда хочется плакать или смеяться. И главный ценитель здесь слушатель и читатель.

По материалам sb.by

Интересная новость? Поделись с друзьями!

PINSK.EU, новости Пинска